В развитии любого небольшого населенного пункта огромное значение имеет личность руководителя. Исследуя дореволюционный период развития станицы Северской, необходимо отметить, что за весь дооктябрьский период ни один станичный начальник не был смещен с должности или даже строго наказан вышестоящим начальством, что было нередким явлением в те годы. Был всего лишь один случай, когда северский станичный атаман ушел со своей должности до установленного срока. Это произошло в 1908 году: приказом Наказного атамана Кубанского казачьего войска №139 от 28 марта урядник Михаил Ефимович Баранник был уволен от должности станичного атамана, но в приказе указывалось и основание досрочного увольнения: «По болезни и вследствие его просьбы».
Поэтому можно однозначно утверждать, что все станичные начальники и атаманы успешно справлялись со своими многочисленными обязанностями и неоднократно отмечались в лучшую сторону в приказах по Кубанскому казачьему войску.
Констатируя эти факты, тем не менее, следует признать, что среди всех этих довольно способных и старательных руководителей станицы рельефно выделяется одна фигура. Речь идет об уряднике Николае Ивановиче Ковале, который четыре раза избирался атаманом станицы Северской. Кроме того, был атаманом, по крайней мере, еще двух других станиц Кубанской области. Сами по себе эти факты свидетельствует о личности поистине незаурядной.
Имеющиеся в настоящее время сведения позволяют утверждать, что фамилия Ковалей была в числе коренных поселенцев Северской, пришедших из станицы Никольской в 1864 году. Причем глава семьи был, вне сомнения, авторитетным и уважаемым человеком в станице, ибо, как утверждает в своей книге И.Ф. Миронов, до постройки станичной церкви все церковные реликвии, привезенные с Украины, хранились в доме казака И. Коваля. В те далекие годы, как правило, церковная утварь была наиболее ценным имуществом и её хранение могло быть доверено только человеку исключительно честному и глубоко порядочному. Очевидно, именно такой личностью и был казак Иван Павлович Коваль.
Наверное, вполне закономерно, что высокие моральные качества главы семьи Ивана Павловича и его жены Марии позволили воспитать прекрасных детей и внуков, которые внесли весомый вклад в развитие станицы и оставили заметный след в её истории. Достаточно сказать, что четвертым станичным начальником был назначен сын Ивана Павловича – Гавриил Иванович Коваль. Он же стал третьим атаманом станицы, сменив на этом посту в 1875 году знаменитого первого станичного начальника и первого станичного офицера – есаула Григория Михайловича Волика. Иван Павлович Коваль с женой воспитали двоих сыновей – уже известного Гавриила и Ивана. Последний имел старшего сына, о котором наш рассказ, ибо он стал наиболее известным представителем этой семьи и внес, без преувеличения сказать, огромный вклад в развитие станицы, будучи в течение 12 лет её атаманом.
Судя по результатам деятельности этого человека можно предположить, что ему удалось получить неплохое образование, так как его всегда отличали широта взглядов и умение видеть перспективу в своей работе. Возможно, именно ему выпала честь учиться в полковой школе Абинского полка в станице Холмской, которая была открыта в сентябре 1867 года по инициативе его командира подполковника А.Д. Есакова. В ней учились 24 лучших ученика из пяти станиц полка, а занятия проводили наиболее опытные педагоги во главе с главным благочинным священником полка Е. Тимофеевским. Данный вывод напрашивается при анализе деятельности Н.И. Коваля и том исключительно большом внимании, которое он уделял делу всемерного развития народного образования в станице, о чем будет сказано ниже.
Как представитель своего сословия Н.И. Коваль прошел все этапы долгой казачьей службы, которая в те годы была довольно тяжелым бременем и являлась для молодых людей серьезным испытанием на зрелость. Это испытание он прошел достойно, о чем свидетельствует его воинское звание – урядник. Это звание присваивалось в иррегулярных частях царской армии самым лучшим казакам, за отличия при прохождении военной службы и после успешного прохождения сложного курса обучения в специальной учебной команде. Как правило, урядники составляли своеобразную элиту станичного общества и часто из их числа избирались станичные атаманы. К слову сказать, все северские станичные атаманы, исключая Григория Михайловича Волика, были урядниками.
В 1886 году Николай Иванович впервые избирается атаманом станицы Северской на трехлетний срок, и стал её седьмым атаманом. Это счастливое число принесло действительно чрезвычайно удачный выбор для станицы. Однако, начинать свою работу в качестве первого лица в станице Н.И. Ковалю пришлось в непростых условиях. Дело в том, что его избрание совпало с довольно сложным периодом в истории станицы. Хорошо известно, что в это время шло строительство Новороссийского участка Владикавказской железной дороги, которое уже близилось к концу. По счастливому стечению обстоятельств она проходила практически через станицу.
Однако, станичному правлению стало известно, что сметой, составленной правлением Владикавказской железной дороги, не предусматривалось строительство железнодорожной станции в станице Северской. При этом, в соседних станицах Георгие-Афипской и Ильской железнодорожные станции планировалось строить несмотря на то, что Георгие-Афипская находилась значительно дальше от железной дороги.
Поэтому, станичный атаман урядник Н.И. Коваль принял решение всеми доступными силами и средствами добиваться пересмотра данного решения. Его инициатива нашла полную поддержку со стороны всего казачьего общества станицы. И это было вполне закономерно, ибо поездка в Екатеринодар на гужевом транспорте занимала до двух недель, а по железной дороге в столицу Кубани можно было добраться всего за один час. Атаман вместе со станичным писарем урядником К.Ф. Галацаном провели значительную организаторскую работу по подготовке специального станичного схода, посвященного решению данного вопроса.
23 марта 1886 года состоялся общий станичный сход, в котором принимало участие 147 казаков, имеющих право голоса. Как станичный атаман Н.И. Коваль открыл сбор и детально довел суть проблемы и важность открытия железнодорожной станции для дальнейшего развития станицы. После обсуждения вопроса все присутствующие на сходе единодушно поддержали инициативу атамана и правления: добиваться открытия железнодорожной станции. Для этого, казаки приняли решение: поручить станичному правлению составить специальный приговор станичного общества в адрес правления Владикавказской железной дороги с просьбой об открытии в станице железнодорожного полустанка.
Этот документ был составлен в недельный срок и 30 марта был снова созван общий станичный сход, где приговор был единогласно принят. Данный документ дошел до наших дней и является ярким свидетельством мудрости наших предков. Приговор был подписан всеми 147 участниками схода. Заслуживает внимания тот факт, что из 147 участников схода самостоятельно документ подписали 27 грамотных станичников, а за остальных фамилии и имена были вписаны урядником Петром Степановичем Олейником, заверены станичной печатью и подписями станичного атамана и писаря.
В мае 1886 года официальный приговор Северского станичного правления с ходатайством об открытии станичной железнодорожной станции был рассмотрен на заседании правления Владикавказской железной дороги и было принято решение об отказе в строительстве станции по причинам финансового характера. Строительство железнодорожной станции «Северская» сметой не предусматривалось.
В июне 1886 года Департамент железных дорог Российской империи рассмотрел доклад правления Владикавказской железной дороги об отказе в строительстве остановочного пункта у станицы Северской и констатировал в своем решении: «Департамент признает полезность станций добавочных 5-го класса, которые предполагалось строить ранее, как и о той, о которой ходатайствует Северская станица. Департамент считает их строительство возможным лишь после окончания строительства железнодорожной Новороссийской ветки, когда выясняться остатки от средств. На строительство этих станций может быть направлена часть сумм, оставленных в запас на разъездные пути».
Кроме того, Департамент железных дорог принимает решение о том, что: «Будет иметь ввиду ходатайство Северской об устройстве остановочного пункта». Это решение, безусловно, стимулировало дальнейшую деятельность правления Владикавказской железной дороги по строительству остановочного пункта у станицы Северской.
После того, как в 1887 году по железнодорожной ветке, проходящей у станицы. началось регулярное движение поездов, станичное правление возобновило свою активную деятельность, призванную максимально ускорить строительство станции. Уже в начале 1888 года под руководством станичного атамана Н.И. Коваля был проведен очередной станичный сбор, на котором были избраны уполномоченные по решению всех вопросов, связанных с открытием станичной железнодорожной станции, которыми стали урядники: Николай Иванович Коваль и Василий Иванович Спиваченко.
На этом же сборе, станичное общество брало на себя обязательство уплатить Владикавказской железной дороге 3 тыс. рублей серебром, сумму по тем временам очень большую. Кроме того, станичники брали на себя обязательство выделить бесплатно 5 десятин земли под строения самой железнодорожной станции. Соответствующие документы Северского станичного общества были направлены в адрес правления Владикавказской железной дороги. Принимая данное, весьма обременительное решение, станичное казачье общество преследовало цель максимально ускорить решение данного жизненного важного вопроса.
После полного окончания строительства железной дороги в 1887 году и подсчета наличных остатков денежных средств, стало очевидным, что часть денег остались не израсходованными. Поэтому, правление Владикавказской железной дороги приняло решение о строительстве железнодорожной станции «Северская» за счет сумм, предусмотренных по статье «Непредвиденные издержки». В смете строительства Новороссийского участка железной дороги эта сумма составляла – 108 тыс. 159 рублей и была не израсходована. Именно эти деньги были направлены на строительство станций Абинская, Динская и Северская.
Строительство железнодорожной станции «Северская» началось с 1888 года и длилось долгих 5 лет. Столь длительный срок был обусловлен тем, что имелись существенные противоречия между станичным обществом и правлением Владикавказской железной дороги относительно средств, которые должно было внести правление станицы Северской в строительство. Долгая тяжба с Владикавказской железной дорогой завершилась тем, что вместо 3-х тысяч рублей серебром, которые, как известно, обязалось уплатить северское станичное общество за строительство железнодорожной станции, была выплачена сумма в размере 1 тыс. рублей. Оставшийся долг – 2 тыс. рублей был списан через несколько лет. Как известно, в 1892 году станция «Северская» была открыта для пассажирского и грузового движения.
Активная работа Николая Ивановича не осталась незамеченной станичниками и, в декабре 1888 года, он по баллотировке был избран станичным атаманом на второй трехлетний срок. Затем, на основании ст. 79 Положения об общественном управлении в казачьих войсках был утвержден в этой должности Наказным атаманом Кубанского казачьего войска. В этом же году, как авторитетному первому лицу станицы, ему была доверена высокая честь, представлять казачье общество Севрской на торжественных мероприятиях по встрече императорской семьи, которые с большой помпезностью проходили в Екатеринодаре 21 и 22 сентября 1888 года.
Уже само повторное избрание по баллотировке говорит о значительном авторитете, который ему удалось завоевать среди населения станицы. Решение транспортных проблем станицы было далеко не единственным вопросом, которые удалось успешно решить Николаю Ивановичу. Одним из важнейших направлений его кипучей деятельности стало развитие народного образования в станице. В довольно короткие сроки ему удалось привести в порядок здание станичной школы, улучшить материальное положение учителей была благоустроена также территория школы, которая приобрела образцовый вид. В мае 1891 года, при очередной инспекторской проверке народных школ Кубанской области этот факт был отмечен директором народных училищ кубанской области и доложен рапортом Наказному атаману Кубанского казачьего войска. По результатам этой проверки был издан приказ Наказного атамана Кубанского казачьего войска, в котором отмечалось отмечалось: «Директор народных училищ Кубанской области рапортом от 3 июня сего года донес, что атаман Коваль проявил вполне внимательное и заботливое отношение к удовлетворению школьных нужд и вообще по благоустройству местного училища». В этом же приказе, Николаю Ивановичу была объявлена благодарность.
Оценивая деятельность этого человека, в глаза бросается его умение выделить в своей работе ключевое звено. Понимая особенности и тенденции современной эпохи Николай Иванович не просто заботился о его улучшении системы народного образования в станице, проводя разовые мероприятия, а старался всемерно укрепить его материальную базу. Несмотря на сильный недостаток земли, по его инициативе станичное правление приобрело для училища в самом центре станицы рядом со школой земельный участок. В те годы это был явно неординарный шаг, который также не остался незамеченным. Даже несмотря на то, что Н.И. Коваль не был уже станичным атаманом Наказной атаман Кубанского казачьего войска счел возможным в очередной раз отметить усердие этого человека. В приказе по Кубанской области отмечалось: «Северское общество, благодаря стараниям бывшего станичного атамана урядника Николая Коваля приобрело для училища соседнее плановое место в размере 450 квадратных саженей. Отмечая столь похвальную заботливость бывшего северского станичного атамана урядника Николая Коваля к нуждам станичного училища объявляю ему мою благодарность».
Современному человеку порой бывает очень трудно понять менталитет и действия людей того времени, которые часто были замешаны на различных предрассудках сословных амбициях и других самых различных факторах. К сожалению, все это сказывалось на деятельности самых достойных людей к числу которых, вне всякого сомнения, относился и Н.И. Коваль. Именно это и произошло, когда он в третий раз выставил свою кандидатуру для избрания станичным атаманом. У людей деятельных и принципиальных всегда существуют противники и завистники. Казалось его победа не вызывает сомнения, залогом которой были его дела и немалый авторитет и не только станице но и масштабе Кубанской области. Однако его противники пошли на беспринципные уловки, которым трудно было что-либо противопоставить. Из соседней станицы – Азовской был приглашен опытный и авторитетный конкурент на предстоящих выборах: писарь этой станицы урядник Авраам Григорьевич Кирпенко. Но это не гарантировало победы оппозиции, что хорошо понимали противники. Тогда по станице был распущен слух, что в случае избрания Николая Ивановича на третий срок ему будет в обязательном порядке присвоено офицерское звание – хорунжий. Это, в свою очередь, означало, что, как офицеру, ему будет выделено в вечное потомственное владение 200 соток из юртовых земель станицы. При все возрастающем недостатке земли станичное общество боялось этого больше всего. Данная уловка сработала безошибочно и, Николай Иванович оказался заложником этой ситуации.
В 1892 году новым станичным атаманом был избран урядник А.Г. Кирпенко, который был утвержден в этой должности приказом Наказного атамана Кубанского казачьего войска № 1 от 1 апреля 1892 года. Безусловно, всегда очень тяжело переживать неблагодарность со стороны людей, для которых было многое сделано. Однако личностям с сильным характером, которые верят в свои силы и хорошо понимают скрытые пружины социальных процессов перенести по силам и это. К числу таких людей относился и Николай Иванович, что показали дальнейших события его жизни. После своего неизбрания способности и энергия этого человека оказались востребованы, что свидетельствует о его авторитете. В этом же году, приказом по Кубанской области он был назначен атаманом в станицу Ладожскую.
Необходимо добавить, что случай с его неизбранием не носил единичного характера и имел много аналогов в масштабе Кубанской области и, как правило, подобные слухи использовались для заболотирования наиболее требовательных и принципиальных атаманов. К слову сказать, таким же образом не был избран на второй срок и урядник А.Г. Кирпенко, человек весьма работоспособный и порядочный. Впоследствии, между этими людьми установились хорошие отношения, и они работали вместе в правлении станицы Ильской, а Авраам Григорьевич Кирпенко в 1904 году был, практически, единогласно избран атаманом станицы Азовской.
В связи с такими негативными явлениями в официальном печатном органе газете «Кубанские областные ведомости» от 27 июня 1892 года было опубликованы разъяснения Наказного атамана Кубанского казачьего войска о том, что станичные общества неправильно толкуют ст. 147 Положения от 3 июня 1891 года о том, что при третьем избрании станичным атаманом присваивается офицерский чин и земельный надел в вечное потомственное владение. В итоге, во многих станицах оказались не избранными в станичные атаманы достойные лица. В этом документе подчеркивалось, что данное положение распространяется на казаков, получивших офицерский чин до 30 августа 1871 года и, все получившие чин офицера после этого такого права не имеют. Но и после этого разъяснения спекуляции на данном положении продолжали иметь место.
Тем не менее, выборы состоялись и, Николай Иванович оказавшись без работы и состоя на военной службе, согласился на перевод к новому месту. Работа в станице Ладожской с жалованьем в 4 раза большим, чем в Северской не отдалили его от родной станицы и после истечения трехлетнего срока он снова выставил свою кандидатуру для избрания на должность атамана станицы Северской. 5 марта 1892 года состоялись выборы, на которых свои кандидатуры выставили три претендента, среди которых был и А.Г. Кирпенко. Победу, как и ожидалось, одержал Н.И. Коваль.
В это время продолжалась долгая тяжба с Владикавказской железной дорогой. Станичное правление, как известно, обязалось уплатить за строительство железнодорожной станции 3 тыс. рублей серебром. Эта сумма была слишком значительной для станичного бюджета и было выплачено лишь 1 тыс. рублей. В отношении оставшегося долга возникали постоянные недоразумения, грозящие большими негативными последствиями. Эту проблему необходимо было решать в первоочередном порядке. Николай Иванович с присущей ему энергией возобновил ходатайство о списании долга и это ему блестяще удалось. 29 октября 1895 года было направлено грамотно обоснованное и одобренное областным начальством прошение в адрес правления Владикавказской железной дороги в г. Ростов на Дону. Оно возымело свое действие, и было удовлетворено полностью. Решением правления дороги № 43661/9897 от 14 декабря 1895 года долг в 2 тыс. рублей был списан. 3 марта 1896 года этот документ поступил в станицу и был торжественно зачитан на станичном сборе и в присутствии станичного атамана, что было с благодарностью воспринято станичным обществом. Станичный же атаман, в очередной раз, продемонстрировал свои недюжинные административные и организаторские способности.
Как мы видим, выплата суммы в 3 тыс. рублей для станицы была очень тяжелым бременем. Это говорит о том, что она имела весьма ограниченные доходы и необходимо побеспокоиться об их умножении, ибо без средств невозможно развивать ни одну сферу социально-экономической жизни. В этой связи, по инициативе Николая Ивановича были приняты меры по сохранению естественных богатств в юртовых землях, во многом утраченных в результате предшествующей бездумной эксплуатации. 9 апреля 1896 года был проведен специальный станичный сбор, на котором было обращено внимание на то, что в юрте станицы, по причине малоземельности, дичи почти не имеется и настала пора принимать радикальные меры. По инициативе атамана и станичного правления принимается решение о воспрещении охоты всем лицам иногороднего сословия. Казаки могли охотиться только в строго установленное время с уплатой налога - 3 рубля в год. Кроме того, были намечены меры по истреблению волков, которые сильно расплодились и наносили значительный вред. Для их истребления были приглашены охотники, которым выплачивались по 25 копеек за каждого убитого зверя. Для наблюдения за выполнением этих решений станичного сбора были назначены 8 станичных полесовщиков под командой приказного Шевцова.
По-прежнему, в центре внимания станичного атамана и правления были проблемы дальнейшего развития народного образования. Проблема заключалась в том, что станица довольно быстро росла в 1896 году её население перевалило за 6 тыс. человек. Мест в станичном училище для всех желающих не хватало. Кроме того, населенный пункт сильно увеличился в размерах. Станица особенно растянулась на север в сторону железнодорожной станции после её открытия. Детям с окраин, особенно в зимнее время, было трудно добираться на занятия. В связи с этим, станичное правление во главе с Н.И. Ковалем приняло решение о строительстве нового станичного училища. Осознавая важность образования, здание этого учебного заведения планировалось построить из кирпича, несмотря на дефицит денежных средств. При этом, по инициативе Николая Ивановича было принято решение для многих не совсем понятное: стоить здание училища в 2,5 верстах от центра. В 1896 году 2-ое станичное училище было открыто. В отношении первого училища было принято также новаторское решение, его преобразовали в женское. Таким образом, впервые с 1896 года казаки начали учить девочек. Учитывая «домостроевские» взгляды на место женщины в семье значительной части казачьего общества станицы того времени, это решение станичного правления во главе с урядником Н.И. Ковалем нужно признать очень смелым.
Новое училище стараниями станичного атамана стало настоящим очагом светской культуры станицы. Заведующим этим училищем был назначен Алексей Даниилович Погуляев, человек инициативный и хорошо понимающий нужды станичного образования. Его стараниями и при постоянной поддержке станичного атамана и правления было организовано несколько благотворительных сборов на нужды школы. При этом, наибольшее количество денег жертвовал станичный атаман, подавая тем самым, пример для других. На эти средства, для школы были приобретены значительное количество книг, нового оборудования в числе которого был и специальный проектор, который в те годы назывался «Волшебный фонарь», вещь довольно дорогая и редкая даже в городских школах. Это позволило проводить для детей и многочисленных приглашенных торжественные мероприятия и детские праздники, которые стали хорошей традицией. Здесь же, впервые начали проводиться станичные новогодние елки с приглашением родителей и гостей. Именно в этом станичном училище была открыта первая в станице народная библиотека, стали устраиваться внеклассные чтения для учащихся, родителей и всех желающих.
Один из гостей, посетивший станицу в период новогодних праздников по встрече нового 1899 года был приятно удивлен образцовым состоянием 2-го станичного училища. Но для нас важны выводы, сделанные человеком со стороны в своей статье, посвященной Северской. В ней, в частности, подчеркивается: «Второе северское станичное училище находится почти на окраине станицы (версты полторы от церкви). Инициатива такого расположения училища принадлежит нынешнему станичному атаману г. Ковалю, усерднейшему поборнику народного образования, благодаря энергии этого атамана и было построено капитальное здание для училища. А благодаря его вниманию школы не терпят особой нужды ни в чем. Введено всеобщее обучение детей казаков, пока мальчиков с 10 летнего возраста. Все мальчики – казаки обучаются теперь в училищах, а за каждого обучающегося в церковно-приходской школе платят по три рубля. Видно, что северцы любят учение и не жалеют на это средств».
Подчеркнем, что Николай Иванович был не только станичным атаманом, но также и почетным блюстителем училища. Сам факт того, что в конце XX века в станице удалось построить новое станичное училище (в настоящее школа №44), не говоря уже о начале женского образования, является, без преувеличения, выдающимся достижением и служит нерукотворным памятником станичному атаману уряднику Н.И. Ковалю. Добавим, что дело народного образования в те годы было сопряжено с множеством различных материальных, кадровых трудностей, различного рода предрассудков и было под силу только руководителям весьма авторитетным, настойчивым и исключительно целеустремленным. Для сравнения можно привести факты об организации образования в другой станице Екатеринодарского отдела – Пензенской. В 1900 году там была открыта церковно-приходская школа, в которую было принято 20 человек. Через полгода – в феврале 1901 года осталось только 9 учеников и их успехи были плачевными, а сама школа была на грани закрытия. Станичное общество выделяло на нужды обучения всего 50 рублей и, хотя из областного бюджета постоянно выделялись дотации для поддержания учебного процесса, школа содержалась в самом убогом состоянии.
Необходимо отметить, что между двумя поборниками образования Н.И. Ковалем и заведующим училищем А.Д. Погуляевым сложились добрые личные отношения, которые продолжались и после перевода последнего в станицу Крымскую на должность заведующего классным училищем. Об этом свидетельствует тот факт, что в январе 1904 году Н.И. Коваль и его дочь Надежда – учитель Холмского училища стали восприемниками новорожденного сына А.Д. Погуляева – Палладия. Обряд совершался в церкви Михаила Архангела станицы Крымской.
В 1898 году Николай Иванович был избран станичным атаманом в четвертый раз. За всю историю станицы такое количество раз на эту должность не избирался никто, но это обстоятельство не уменьшило усердия и целеустремленности в его деятельности на благо родной станицы. Стараниями Н.И. Коваля были значительно увеличены доходы станичного общества. Учитывая то, что на землях станицы не было обнаружено крупных месторождений нефти и других ценных полезных ископаемых, добиться повышения доходов было непросто. Этого удалось достичь благодаря рациональному использованию имеющихся ресурсов. Часть земель и доходных заведений была отдана в аренду и, при этом, налажен строгий учет поступающих средств, а также установлен правильный порядок их использования. На страже этого стоял сам станичный атаман. Не надо говорить о том, что основы любого порядка держатся на личности руководителя и прежде всего на его порядочности и бескорыстии. Очевидно, атаман Н.И. Коваль, в полной мере, обладал этими высокими качествами.
Подтверждением этому служит следующий факт из его биографии. Летом 1900 года казачьи станицы инспектировал сам Наказной атаман Кубанского казачьего войска и Начальник Кубанской области генерал-лейтенант Д.Я. Малама. В числе прочих станиц этой чести удостоилась и Северская. Предметно осмотрев основные элементы станичного хозяйства, высокий начальник остался чрезвычайно доволен увиденным порядком что, нужно отметить, случалось далеко не часто. Генерала настолько впечатлил северский станичный атаман, что по итогам проверки им был подписан приказ по Кубанскому казачьему войску № 2129 от 17 февраля 1901 года, в котором, в очередной, раз были отмечены заслуги Н.И. Коваля. Текст этого документа заслуживает того, чтобы его процитировать. В приказе отмечалось: «Объявляю от лица службы благодарность атаману станицы Северской уряднику Ковалю за образцовое ведение общественного хозяйства и заведенный в делопроизводстве станичного правления порядок, в чем я лично убедился при посещении названной станицы в июле истекшего года».
Это было достойное завершение карьеры, авторитет Николая Ивановича в станице был велик и он, стал заметной фигурой в Кубанской области. Вполне понимая некоторые традиции Николай Иванович счел свою служебную карьеру оконченной и не стал на очередной срок выставлять свою кандидатуру на должность станичного атамана. Поэтому, в 1901 году при очередных выборах станичного атамана свои кандидатуры выставили три человека: уже хорошо известный урядник Авраам Григорьевич Кирпенко, урядник Афанасий Константинович Галацан и урядник Яков Николаевич Костогрыз. Победу одержал последний и был утвержден в этой должности.
Трудно предположить, чем планировал заняться Николай Иванович, которому было уже за пятьдесят. Но в его планы вмешалось вышестоящее начальство, которое вполне резонно решило, что оставлять без дела такого опытного, работоспособного и добросовестного человека не рационально тем боле, что в соседних станицах дела обстояли далеко не так благополучно как в Северской. Атаман Екатеринодарского отдела Кубанского казачьего войска генерал-майор В.П. Савицкий считал Николая Ивановича самым сильным станичным атаманом и находил целесообразным использовать его талант для улучшения положения дел в других станицах отдела. Наиболее тревожное положение тогда сложилось в соседней станице – Ильской. Общественные дела и хозяйство пришли в расстройство вследствие беспорядочного ведения дел атаманами, возглавлявшими станицу в течение 1894-1901 годов. Была допущена неправильная сдача в аренду доходных промыслов, без надлежащего разрешения. Вследствие этого, стали предъявляться гражданские иски на значительную сумму. Больше того, была допущена растрата общественных средств, что само по себе было фактом вопиющим.
22 декабря 1901 года в Ильской были проведены очередные выборы нового станичного атамана, на которых станичным атаманом был избран урядник Михайловский. Результаты этих выборов были отменены Наказным атаманом Кубанского казачьего войска в виду того, что, будучи станичным атаманом в 1894-1897 годы, он привел в беспорядочное состояние станичное хозяйство. По представлению атамана Екатеоинодарского отдела генерал-майора В.П. Савицкого приказом по Кубанской области № 20 от 14 февраля 1902 года урядник Н.И. Коваль был назначен атаманом станицы Ильской. В приказе указывалось: «Назначаю атаманом станицы Ильской урядника Николая Коваля. Вменяю ему в обязанность употребить все усилия для приведения хозяйства станицы в надлежащий порядок».
Хорошо известно, как встречают начальников, назначенных вопреки воле станичного общества и как трудно установить после этого контакт и наладить деловые отношения. Н.И. Ковалю было, конечно же, очень тяжело и понадобилась привлечь все свои лучшие качества, чтобы выполнить очень трудную и необычную миссию, возложенную на него, по воле высокого начальства. Прежде всего, необходимо было создать дееспособный коллектив в станичном правлении. Результаты его работы свидетельствуют, что с этой трудной задачей Николаю Ивановичу удалось справиться успешно. Достаточно сказать, что в одной команде с ним работал его бывший соперник Авраам Григорьевич Кирпенко, который был приглашен Николаем Ивановичем на должность писаря станицы Ильской. Этого говорит о том, что интересы дела были для Н.И Коваля выше личных амбиций.
Время его работы в качестве атамана станицы Ильской совпало с весьма трудным периодом в жизни страны – как известно в скором времени началась крайне неудачная Русско-японская война и, как следствие, социальные потрясения, вызванные к жизни первой русской революцией. В этой обстановке он проявил себя истинным патриотом Отечества. 2 февраля 1904 года около станичной церкви Н.И. Коваль собрал сход всех жителей станицы Ильской и обратился к ним с пламенной речью с целью пробудить у них лучшие патриотические чувства. Потом был отслужен торжественный молебен о даровании победы русскому оружию. Кроме того, по инициативе атамана из общественных сумм станицы было выделено 100 рублей в качестве пожертвования на нужды русских воинов, сражающихся на полях сражений в войне с Японией.
Несмотря на все эти события, в скором времени, обстановка в Ильской стала заметно улучшаться. Достаточно быстро новый атаман дал понять всем станичным горячим головам, что власть в населенном пункте находится в крепких руках человека, имеющего не только опыт и трезвую голову, но и еще и обладающего моральным авторитетом, основанным на бескорыстии и высокой порядочности. Дело усугублялось тем, что в станице сложились не очень здоровые отношения между различными группировками молодежи, которые иногда приводили к кровавым конфликтам. Например, 10 мая 1906 года на Вознесенье в станице произошла форменная бойня между молодежью с применением холодного и огнестрельного оружия. В ходе этого столкновения, было ранено 9 человек и троих из них пришлось отправлять в Екатеринодар. 22 мая прямо на улице возле станичного училища произошло очередное столкновение между двумя группами молодежи также с применением огнестрельного оружия. 26 мая прямо на ярмарочной площади произошли столкновения в ходе которых были ранены из ружей и револьверов два их участника. Николай Иванович был вынужден принять крутые меры: в отношении виновных было назначено дознание и возбуждены ряд уголовных дел. По всем выходным и праздникам на площади было организовано постоянное дежурство дежурных помощников станичного атамана с усиленным нарядом казаков для немедленного усмирения смутьянов, если это понадобится.
Кроме того, для радикального решения проблемы правопорядка был созван специальный станичный сбор, на котором по инициативе Н.И. Коваля было принято решение выйти с ходатайством перед атаманом Екатеринодарского отдела о немедленном закрытии всех питейных заведений в станице. Эта инициатива была одобрена и прекращение торговли спиртным весьма благотворно сказалось на состоянии криминогенной обстановки в станице.
Для наведения порядка очень часто приходится принимать меры не очень популярные. Это, как правило, далеко не всем нравится и с учетом некоторых особенностей казачьей демократии довольно часто приводило к отчуждению между властью и обществом, тем более, когда атаман назначен вопреки воле станичного сбора – административным порядком. Нужно подчеркнуть и, это еще раз говорит о масштабе личности Николая Ивановича Коваля, этого в Ильской не произошло. Более того, весной 1905 года Николай Иванович выставил свою кандидатуру для избрания атаманом станицы Ильской и его избирают на этот пост. Это свидетельствует о том, что за короткий срок ему удалось сделать, фактически, невероятное – завоевать авторитет и уважение у жителей, управлять которыми он был назначен вопреки их желанию. Подобное по плечу только личности весьма незаурядной.
Успехи Николая Ивановича не остались незамеченными и в масштабе Кубанской области. Во время революционных событий 1905-1907 годов на Кубани проходили сложные социальные процессы. Власти пытались консолидировать общество и проводили с этой целью различные мероприятия. В феврале 1906 года Н.И. Коваль принял самое деятельное участие в организации и проведении съезда сельских хозяев и землевладельцев Кубанской области. В декабре 1906 года, для решения наиболее злободневных социальных проблем и укрепления основ государственного порядка была созвана Кубанская Рада. Урядник Н.И. Коваль стал её депутатом и не просто депутатом, а активным участником всех мероприятий, проводимых Радой. В частности, он был избран в секретариат Рады и даже выступал с речью на одном из её заседаний, что еще раз подтверждает высокий авторитет этого человека.
В данной статье освещены лишь некоторые эпизоды из жизни Николая Ивановича Коваля. Его исключительная энергия, кипучая и многогранная административно-хозяйственная деятельность на благо станицы Северской и других станиц заслуживают того, чтобы помнили о нём, учились на примерах его созидательной деятельности.
Кубанские областные ведомости. 1908. 20 апреля.
Миронов И.Ф. Станица Северская Екатеринодарского отдела Кубанской области 1864–1914. (К пятидесятилетнему юбилею станицы). Екатеринодар: Типо-литография С. Казарова, 1914. С. 37.
Памятная книжка Кубанской области на 1875 г. Екатеринодар, 1875. С. 71.
Кубанские областные ведомости. 1900. 2 февраля.
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 219. Оп. 1. Д. 15797. Л. 1.
Там же. Л. 1–3.
Там же. Л. 1.
Там же. Л. 5.
Там же.
Кубанские областные ведомости. 1896. №77. 11 апреля.
Там же.
РГИА. Ф. 219. Оп. 1. Д. 15797. Л. 11.
Кубанские областные ведомости. 1896. 11 апреля.
Кубанские областные ведомости. 1889. 14 января.
Кубанские областные ведомости. 1891. 6 июля.
Кубанские областные ведомости. 1892. 23 мая.
Кубанские областные ведомости. 1892. 9 мая.
Кубанские областные ведомости. 1895. 19 апреля.
Кубанские областные ведомости. 1904. 1 декабря.
Кубанские областные ведомости. 1895. 19.апреля.
Кубанские областные ведомости. 1896. 11.апреля.
Кубанские областные ведомости. 1896. 9 июня.
Кубанские областные ведомости. 1899. 24 января.
Кубанские областные ведомости. 1901. 1 мая.
Выписка из Метрической книги станицы Крымской за 1904 г.
Кубанские областные ведомости. 1901. 21 февраля.
Кубанские областные ведомости. 1901. 1.мая.
Кубанские областные ведомости. 1902. 14 февраля.
Кубанские областные ведомости. 1901. 17 октября.
Кубанские областные ведомости. 1902. 20 февраля.
Кубанские областные ведомости. 1899. 25 мая.
Кубанские областные ведомости. 1904. 12 февраля.
Кубанские областные ведомости. 1906. 19 июня.
Там же.
Кубанские областные ведомости. 1905. 30 апреля.
Кубанские областные ведомости. 1906. 21 февраля.
Кубанские областные ведомости. 1906. 9 декабря.