Северский историко-краеведческий музей продолжает публикации из воспоминаний жителей Северского района об оккупации в период Великой Отечественной войны.
Трудно представить, что пришлось пережить старикам, женщинам, детям на оккупированной территории. Немцы грабили, издевались. Жители как могли, боролись с фашистами.
Из воспоминаний Дохсонянц Марии Артемовны 1902 года рождения, жительницы Афипской : «...Муж мой был мастер выпекать хлеб. Все люди к нему шли за советом и помощью. Узнали немцы и тоже повадились, то за хлебом, то муку принесут и заставляют печь хлеб...».
Так, однажды, рассказала, Мария Артемовна пришли пять немцев и позвали моего мужа Ивана Богдановича выпить с ними. Пили они всякую заразу, а тут принесли чистый спирт. Ивана первым заставили выпить, чтобы проверить. Иван хоть и понял все сразу, но выпил. Немцы тоже выпили, закусили и ушли. Мучился муж Иван долго и до утра не дожил, как и те пятеро немцев и многие другие, попробовавшие «напиток». Спирт был отравлен.
Так осталась Мария Артемовна одна с четырьмя малыми детьми. Сыновья Адам и Сурен допекали немцев, тянули у них все что могли. Их ловили, били плетками. Однажды даже хотели увезти в гестапо. Был случай, когда Адама избили до полусмерти. Приполз он домой синий, окровавленный, живого места на нем не было. Но Мария Артемовна выходила его. «Натерпелась я с ними горя, не дай бог видеть еще раз такое», - добавила в конце Мария Артемовна.
Вот что вспоминала жительница Афипской Колинько Ксении Давыдовны 1902 года рождения о сыне Мите : «... Он такой шкодливый был, что просто ужас. У нас во дворе был немецкий склад, так он тащил оттуда все подряд и все закапывал в навозной куче».
Так, однажды, во время паники, немцы ушли из Афипской, сын Ксении Давыдовны с друзьями разгромили немецкий штаб, оттуда он принес домой какие-то коробки и книги. Спрятал все подальше. Что там было, Ксения Давыдовна не знала, но сразу почуяла беду. Вскоре вернулись немцы, начали обыск в доме, кое-что нашли. Немецкий офицер ударил Митю по лицу, навел на него пистолет со словами: «Партизан!». Ксении Давыдовне с маленькой дочуркой на руках ничего не оставалось, как закрыть собой сына. После его забрали в комендатуру. Допрашивали, все какую-то карту искали.
Глубокой ночью Митя, на радость всем, все же вернулся домой . И в эту же ночь убежал в лес и угнал с собой коров. «Так немцы и не узнали, кто разгромил в штабе их кассу, забрал деньги и документы»- добавила в заключении Мария Давыдовна.
Воспоминания очевидцев являются бесценным источником информации, они заставляют задуматься о цене, которую заплатил за победу наш народ.
В публикации использован материал из книги: В.И. Сафонова «Сердце не молчит».