Сегодня в современной станице дома возводятся из кирпича. А в 19-20 веках самый распространенный тип кубанского жилища в станицах-турлучная хата (мазанка). Мазанка является простым, но довольно практичным домом, объединяющим в себе традиционный колорит, повышенную прочность и комфортность жилья в жарком и сухом климате. А строились хаты для одной семьи всей родней, всей улицей, всей станицей. Казаки закапывали в землю большие и малые «сохи» и «подсошки» (деревянная опора) по периметру дома, которые переплетались лозой. Под «сохи» клали монетки, чтобы хозяева были богаты. Строили в основном пятистенные хаты: четыре стены внешние, пятая внутренняя делила хату на две большие комнаты. Созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки», когда глину, вперемешку с соломой забивали в плетень. Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную половой (соломенной резкой), вминали и разглаживали пальцами. Для третьей, «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой). Была ещё и четвёртая мазка – «вихтювання». Тряпкой – «вихтем» - «размывали» стены, нанося на них аккуратным тонким слоем глину.
Для четырёхскатной крыши заготавливали чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязались снопы – «Кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия. Называлась такая крыша «стрiхой».
Напоследок делали побелку стен. Для этого использовали белую глину. Чтобы защитить дом от воздействия влаги, хозяйки белили стены известью, которая и превращает хату в нарядную красавицу. Делалось это впоследствии каждую весну перед Пасхой, как говорили в старину - «наново». И конечно же обязательный атрибут кубанской хаты - подкова, которую прибивали на пороге - на счастье. Часто кубанскую хату украшали оконные наличники и ставни, а прилегающую территорию огораживал плетень, на который вешали черепа животных, чтобы водился скот. Сердцем хаты, как и любого славянского дома, была печь. В мазанке печь обычно небольшая, традиционно стоит в южном, дальнем от входа углу, устьем к окнам. Кстати, интересная деталь: глухая стена казачьей хаты не забеливалась, а замазывалась красной глиной. Считалось, что хата в таком случае имеет лицо. Этим хаты отличались от хат иногородних, которые белили полностью все четыре стены.
По мере разрастания станиц всё труднее стало добывать лес на их строительство. Поэтому казаки стали переходить на постройку хат из самана. Его делали из глины навоза и соломы, формовали вручную с помощью деревянного станка. Ширина самана равна толщине будущей стены, а длина обычно в полтора раза больше ширины. Саман хорошо высушивали, получалось некое подобие земляного кирпича. Из него выкладывали стены будущих хат, а кровлю, пол и всё остальное делали так же, как в турлучных хатах. Те, кому было по средствам, ставили саманные хаты на фундамент из камня – они котируются и поныне. Так же, как и саман – поныне ценный материал для одноэтажного сельского строительства.
Лишь с середины прошлого века саман и турлук начали вытесняться кирпичом и другими современными строительными материалами и технологиями.