Северский историко-краеведческий музей продолжает онлайн-рубрику «История одного предмета», посвященную школьной тематике в преддверии Дня знаний.
В одном из залов музея находится экспонат, который неизменно вызывает активный интерес- школьная парта. Это одно из замечательных детских воспоминаний, абсолютно живой участник всех школьных событий, настоящий надежный друг. Мы помним каждое пятнышко и надписи на столешнице, которые появлялись на ее поверхности не без нашего участия. Но это не только предмет воспоминаний счастливого детства и юности, но и серьезное изобретение, появившееся еще в 19 веке. К привычной для нас конструкции парты приложил свои старания ссыльный студент Петербургского университета Петр Феоктистович Коротков, сосланный за свои политические взгляды отбывать наказание на Урал в село Бруснятское, там он просил позволения учительствовать. Он очень любил своих учеников и поэтому обратил внимание на изобретение Фёдор Фёдоровича Эрисмана, который придумал конструкцию парты в 1870 году.
Надо отметить, что в 19 веке увеличилось количество школ и учеников. Врачи того времени забили тревогу – учащиеся теряют зрение, стремительно портится их осанка. Необходимы были решительные меры. И на помощь пришел Эрисман. Его парта-это комбинация письменного стола с наклонной столешницей и скамьёй со спинкой, соединенные между собой. Точные расчеты Эрисмана позволили школьнику читать текст под прямым углом с оптимального расстояния 30-40 сантиметров. Стул был присоединен именно так, что ученик не наклонялся при письме, а его спинка надежно поддерживала позвоночник. Школьная парта имела семь типоразмеров для детей разного возраста и роста. Парта Эрисмана была одноместной. Император Александр II своим указом ввел новую парту во все школы России.
Но вернемся к студенту Петру Короткову, который предложил свой вариант школьной парты, менее затратный и более удобный. Парты стали двухместными, более функциональными. Часть наклонной столешницы откидывалась, сбоку к парте прикрепили крючок для школьных сумок, под столом появились полочки для учебников, а на столешнице – углубления для чернильницы, пера и карандаша. За что и получил серебреную медаль на промышленной выставке и диплом об изобретении. В таком виде она и просуществовала до начала 80-х, когда на смену габаритных деревянных парт пришли легкие конструкции парты-трансформеры.