Северский музей продолжает публиковать представленные музеем на конкурс «Малая Родина». Сегодня это работа Светланы Зализецкой.
Мистические байки и ценные артефакты. Чем интересен Северский музей?
Северский историко-краеведческий музей был создан в 1969 году. Станица и район расположены на земле с богатейшей историей. Здесь жили сарматские племена, затем предки современных адыгов, казаки-первопоселенцы осваивали эти земли... Кавказская война, Гражданская, Великая Отечественная... Каждый период оставил свой вещественный след. В фондах музея почти 5 500 экземпляров исторических реликвий. Среди экспонатов - плита с утерянной могилы князя, похищенного горцами во время Кавказской войны, сарматская сабля Х в., навечно защищённая от передачи в чужие руки... Масса предметов, незнакомых большинству из нас даже по названию, например, рубель и постолы. Что это? А ещё у музея два хранителя. Неофициального никто никогда не видел, но периодически он о себе заявляет - шорохами, стуками и загадочными происшествиями...
Багратион, Дюма и плита без могилы
Коллекции в трёх музейных залах отвечают определённой тематике. В первом зале собраны подлинные предметы вооружения казачьего войска - пика, чугунные пушечные ядра, пороховница, шашки, сабли. Также здесь собраны предметы быта, старинные фотографии. Мимо чёрного чугунного прямоугольника можно мимо пройти. А ведь это один из самых загадочных экспонатов - могильная плита князя Ивана Романовича Багратиона. Князь был личностью известной. Родной племянник героя Отечественной войны, князя Петра Ивановича Багратиона, он сам был полковником, во время Кавказской войны командовал Дагестанским конным полком, а потом получил последнее назначение и возглавил Северский драгунский полк. (Полк и району дал название: Северский). Личностью отважного воина был очарован писатель Александр Дюма. Автор «Трёх мушкетёров» путешествовал по Российской империи, был знаком с князем Багратионом и упомянул о нём в своей книге «Кавказ».
Могильная плита размером 1,70 х 80 сантиметров имеет надпись: «Северский драгунский Его императорского Высочества Наследника Цесаревича полк. Бывшему своему Командиру Князю Ивану Романовичу Багратиону, убитому непокорными горцами 7 июня 1860 года». Почему она в музее, а не на погосте? Подробности достойны экранизации.
7 июня 1860 года князь отправился без конвоя из Адагумского укрепления в Крымское, был ранен и захвачен в плен горцами. Очевидно, что похитители рассчитывали на солидный выкуп. Верные драгуны, почитавшие командира, бросились в погоню. Князь оставлял им приметы, следы среди которых были несколько пуговиц, обрывки одежды. Позже выяснилось, что сопротивлялся он до последнего и даже задушил одного из похитителей. Князь Багратион оказался неудобной, хлопотной добычей. Потому был убит и брошен в реку. Похоронили его, предположительно, на территории, относящейся к современному Крымскому району, но могила была утеряна. Нет ответа и на вопрос, как плита попала в станицу Северскую, отстоящую на многие километры. По некоторым сведениям, жители станицы Крымской передали плиту в Северскую ещё до революции (но зачем?). Как бы то ни было, плита была обнаружена при ревизии музейных фондов, помещавшихся в подвалах станичной администрации. В советские времена царская тематика не была в почёте, возможно этим объясняется забвение постигшее столь ценный экспонат. Сегодня плита занимает почётное место в экспозиции, посвящённой первопоселенцам и событиям Кавказской войны и каждый может её увидеть.
Подарок реки и рубель без дули
Хранитель фондов музея - Тамара Сергеевна Самородова - историк по образованию, а хранитель по призванию. Обо всех экспонатах (а их, повторимся, пять с половиной тысяч) знает всё. В кругу музейных работников таких специалистов не очень-то любят, считается, что хранители люди вредные. Дело в том, что именно на них возложена задача сохранности всех экспонатов. Они должны заботиться о том, чтобы музейные предметы «чувствовали себя хорошо». Есть специальные требования к освещению, температуре воздуха, влажности, пожарной безопасности и так далее. Хранители отвечают за безопасность экспонатов и понятно, почему они с трудом переносят ситуации, когда экспонаты по какой-то причине необходимо транспортировать или выставить их вне стен музея. А вдруг солнце, а если кто-то из зрителей что-то уронит? На своей ответственной должности хранительница работает шестой год. За это время музей стал вторым домом, а экспонаты родными. Конечно же есть среди них любимчики.
- В конце ХIХ в. в станице Северской был раскопан древний курган, - рассказывает Тамара Сергеевна. - Уникальные артефакты оттуда хранятся в государственном музее Москвы. Дело в том, что маленьким музеям особо ценные экспонаты на хранение не оставляют. Объясняется это заботой о безопасности и сохранности находок. Всё верно, но немного обидно. Однако сама земля заботится о том, чтобы компенсировать эти утраты. Среди моих любимых экспонатов именно такой артефакт - сабля, хозяин которой жил... в Х веке и вероятно был из племени шапсугов.
Глядя на скрюченную по типу скрепки штуковину не сразу и поймёшь, что это сабля. Между тем она и есть. Её отдала река. Станичники нашли на берегу странный предмет и принесли в музей. Почему же она скрючена? Объяснение в том, что оружие, по обычаю сарматов, переходило по наследству. От умершего отца - сыну. Если воин умирал бездетным, саблю клали с ним в могилу. Чтобы никто не воспользовался ею, скручивали, делая непригодной.
Не менее чем сабля, посетителей поражают предметы из относительно недавнего прошлого. В их числе бандура и рубель.
- В нашем музее есть бандура, изготовленная в начале ХХ в., - рассказывает Тамара Самородова. - Когда я прошу школьников ответить, что это, то самый частый ответ: «гусли». А ведь по историческим меркам, ещё вчера это был самый популярный и массовый на Кубани музыкальный инструмент. Предназначение рубеля и вовсе для всех загадка. А ведь он когда-то был в каждом доме, поскольку является пра-пра-дедушкой современного утюга.
Простыню или рубаху обматывали вокруг скалки, а затем водили по ней рубелем - гладили. В мятой одежде не ходили, это роняло статус казака, а тем более казачки. Рубель вырезали из цельной деревянной заготовки, рукоятку обычно венчала... дуля (фига). Считалось, что фигура из пальцев отпугивает злых духов. В музее хранится приличная модификация рубеля - рукоятку венчает просто кулак - не дуля.
Невидимый помощник хранительницы
Адыги и казаки, что называется, притёрлись друг к другу. Война закончилась мирным соседством. Исторические «тёрки» стали достоянием истории. В музее есть любопытные экспозиции, рассказывающие об истории гордого народа адыгов.
Внимание привлекают странные башмачки из кожи. Лёгкие, почти невесомые, высохшие и от времени затвердевшие. Называются они постолы. Это самая древняя обувь, изготавливалась из цельного куска сыромятной кожи. Ходили в них, оценив простоту и функциональность и казаки. Для знаменитых пластунов, казачьего спецназа, постолы стали предметом экипировки. Казаки внесли усовершенствование: мех выворачивали наружу. Это позволяло двигаться бесшумно. Любопытный факт: о постолах вспомнили во времена Великой Отечественной войны. На Кавказском фронте, в 42 и 43-м гг, солдаты их носили вместо сапог (обычной обуви не было в нужном количестве).
И ещё одна пара обуви, над которой люди подолгу зависают. Женские туфли на деревянных каблуках. Выглядят как те, в которых щеголяли японские гейши. Но выставлены они как часть экспозиции свадебной одежды адыгов.
- Для чего такие каблуки? Объяснение простое: чтобы не испачкать ноги и платье. Во времена, когда не было тротуаров, улицы утопали в грязи. В постолах ходили простолюдины, а знать взбиралась на каблуки, гордо несла себя. Важно, что девушка на каблуках казалась выше и стройнее. Идеалом красоты у адыгских народов была стройная фигура. Высокий рост, плоская грудь и тонкая (50-55 см) талия. В раннем детстве девочку облачали в жёсткий кожаный корсет. Освобождал от него муж, после свадьбы.
Свадебные наряды, кстати, также можно увидеть. Мы лишь заглянули в сокровищницу. Стоит многое ещё посмотреть (и удивиться) в залах, посвящённых советскому быту, войнам - Гражданской и Великой Отечественной. Можно познакомиться с представителями местной фауны. Экспозиция представлена чучелами. Рядом с фазаном, рысью, камышовым котом, вороном (а вы знали, что эта птица размером с гуся?), милым енотом и другими.... трёхметровая змея! «Да, - подтверждают экскурсоводы, и такие экземпляры встречаются, места у нас экологически чистые». Люди, которые живут в Северском районе бережно относятся к наследию предков и богатствам природы. И не только они. У хранительницы Тамары Самородовой есть невидимый помощник.
Как-то в музее обновляли экспозицию с портретами знатных станичников. Собрали в новом порядке. И два портрета стали падать. Несколько раз их заново приклеивали, а они всё равно отваливались. Сбрасывались со стены два портрета, расположенных рядом. Оказалось, изображённые на них мужчины при жизни терпеть друг друга не могли, постоянно ссорились. Об этом музейщикам рассказал местный краевед. Когда портреты переместили подальше друг от друга, падения прекратились! Случайность? Может быть, музейщики рассказывают об этом случае с иронией. Но она в русле общего правила: порядок должен быть во всём, экспозиции собираются грамотно, каждый экспонат занимает своё законное место.