Северский историко-краеведческий музей продолжает публикации воспоминаний участников Великой Отечественной войны.
Сташкова Раиса Михайловна – старший лейтенант медицинской службы. Родилась 21 июня 1922 года в селе Боброво Курской области.
«Война застала меня в городе Курске, где я училась в медицинском институте. Как сейчас помню, было воскресное солнечное утро. Мы с подругой на скамеечке около дома готовились к экзаменам. Вдруг бежит тетя Катя, хозяйка нашей квартиры, и громко кричит: « Девочки, война! Война!». Мы, конечно, очень испугались и даже заплакали, ведь родители так далеко от нас. Что же нам делать?
Уже на второй день войны ребят-студентов призвали в Красную Армию. А девчат, после сдачи экзаменов, отправили в совхоз на уборку сена и прополку овощей.
В августе мы приступили к занятиям. Линия фронта приближалась. И когда началась практика по хирургии, мы впервые столкнулись с потоком раненых. Нам было очень страшно и тяжело. Часть раненых находилась в состоянии травматического шока. Многие из них на ранения и боль не жаловались, а эмоционально рассказывали о последнем эпизоде боя с фашистами. Особенно запомнились мне рассказы тех раненых бойцов, которых на второй день мне пришлось увидеть уже в морге. Казалось бы, и ранения были не очень тяжелые, но потеря крови и разрывы тканей привели к трагическому исходу.
В сентябре 1941 года нас мобилизовали на оборонные работы- копать противотанковые рвы на подступах к Курску. Это была очень тяжелая физическая работа, высота рва составляла 2,7 метра, мы лопатами подбрасывали землю на такую высоту.
По утрам уже были заморозки, а мы работали в туфельках. Было холодно, и грелись мы в скирдах сена и в процессе работы. Удивительно, но никто не простудился.
Как то в поле впервые увидели подбитый самолет, осмотрели и даже потрогали этот страшный обломок войны.
В конце октября нас мобилизовали в ополчение. Немецкие бомбардировщики налетали все чаще и чаще. Наш институт готовился к эвакуации в город Алма-Ата. Прямо из ополчения нас погрузили в товарные вагоны, где было, очень тесно. Ехали долго, больше месяца, грязные, голодные, холодные.
Наконец, после прибытия в Алма-Ату, приступили к занятиям. Для Курского института был организован вечерний поток, куда влились студенты многих медицинских вузов, приехавших самостоятельно. Занятия проводились по уплотненной программе, по 10 часов в день, сокращалась часть практических занятий и демонстрационных часов. Таким образом, за 4 года мы прошли весь курс и в июне 1943 года уже сдавали государственный экзамен.
После окончания института меня оставили для научной работы, а в декабре 1943 года меня призвали в армию. Сначала я прошла 3-х месячные курсы усовершенствования медицинских сестер в городе Ташкент, затем из Москвы пришло направление на должность начальника военно-санитарной летучки №505-это прифронтовой санитарный поезд с непостоянным составом вагонов. Условия эвакуации, погрузки и разгрузки раненых были очень тяжелыми. И хотя поезд был рассчитан на ходячих и легко раненых бойцов, приходилось грузить в поезд прямо с грунта и тяжело раненых, причем грузили в абсолютной темноте, соблюдая светомаскировку. Для ухода за ранеными не было никаких медицинских приборов, санитары собирали что могли: банки, тряпки, в общем все, что хоть как-то могло пригодиться по уходу за ранеными.
Летом 1944 года нашу команду и все имущество санитарного вагона погрузили на пароход для эвакуации раненых по Ладожскому озеру на остров Видлица, где было около 6000 раненых. Стояла очень жаркая погода, одолевали мухи, в ранах бойцов заводились черви. Медперсонал физически не успевал сделать всем нуждающимся обработку и перевязку ран. Старались хоть как-то накормить и напоить раненых.
День Победы я встретила в городе Ярославль. Было очень ясно и солнечно. Все радовались и поздравляли друг друга с долгожданной Победой! Моя «летучка» (санитарный вагон), была расформирована. Меня командировали на Дальний Восток в город Спасск-Демьянск, где я прослужила до окончания войны с Японией.
По окончании войны с Японией я продолжала работать в госпитале до 1948 года, затем демобилизовалась и уехала с мужем (офицером) в Китай (г.Дайрен), где прожила до 1955 года. Работала в Центральной железнодорожной больнице заведующей терапевтическим отделением, позднее специалистом-консультантом всех отделений, внештатным начмедом по проведению врачебных конференций. Это было очень ответственно – держать марку советского врача.
В 1955году, после мобилизации мужа, мы с двумя детьми переехали в Краснодарский край п. Ильскийй. По направлению с Крайздравотдела работала заведующей терапевтическим отделением в Ильской больнице. Проработала там до 1995 года.»
Сташкова Раиса Михайловна награждена: Орденом «Великой Отечественной войны II степени», Орденом «Красной Звезды», Орденом «Знак Почета». Медалями: «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За Победу над Японией», «За доблестный труд», «Ветеран труда».