Северский район славен своей многонациональностью, и что примечательно, все народы живут дружно. За несколько столетий здесь сложилась уникальная национальная и социокультурная среда.
Расширение границ Российской империи на юг не привело к войне между этносами. И казаки, и черкесы были вынуждены принимать участие в борьбе за территорию. Одни - на стороне России, верные присяге, другие, сопротивляясь ей и защищая свою родину. И те и другие хорошо понимали требования времени, поэтому и не стали врагами друг для друга. Казаки не могли отказать адыгам в уважении к ним, как к народу, равному себе по доблести. Черкесы, со своей стороны, также стали уважать лучшие стороны казачества.
Поначалу адыги смотрели на поселенцев совсем не дружелюбно, но мало-помалу они примирились наблюдая их бесстрашие в бою, мудрость в быту, и всё увеличивающуюся доброжелательность к соседям. На этой почве взаимного уважения между казаками и черкесами возникли самые дружественные отношения. Сначала была открыта была меновая торговля, затем казаки и черкесы ездили друг к другу в гости и становились кунаками.
Кубанские казаки впитали многие кавказские черты. И совершенно точно подметил Лев Толстой в своей книге «Казаки»: «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же». Обычным явлением стали смешанные браки. «Черкешенки не прочь были выходить за русских, а казачьи старшины мечтали о женитьбе на черкесских княжнах».
Есть примечательная история, которая произошла в 80-ых годах XX века, поведанная Ириной Михайловной Коплик, жительницей поселка Ильского, местному краеведу Алексею Михайловичу Кистереву.
По ее словам, жил в станице Ильской молодой, красивый, чернобровый казак Иван Путарь. И, как часто бывало в те времена, попал он в плен к черкесам, и совсем не зазорно тогда было требовать выкуп за пленников, и пока не заплатят его, невольник отрабатывал тяжёлым трудом свой хлеб. Но прошли месяцы, а выкуп так никто и не заплатил, и тогда черкесы решили избавиться от пленника. В ночь перед казнью выбраться из аула Ивану помогла юная черкешенка. И конечно же он взял ее с собой. Через время девушка предложила Ивану съездить к ее родителям в гости. Путарь удивился, а черкешенка говорит: мол, по горским законам, похищенная девушка становится невестой, и жениху черкесы не мстят: «Только не перечь отцу, и все будет хорошо». Тронулись молодые в путь. Возле аула налетели черкесы, покричали, помахали саблями, но не тронули. Вот и сакля невесты, на пороге отец девушки, увидел их, заругался, ногами затопал. Кричит старик, а Иван молчит. Успокоился отец, в дом пригласил, долго расспрашивал о житье-бытье, а потом созвал гостей, да пир устроил. Вернулся Иван с невестой домой с подарками, свадьбу сыграли, да стали жить в любви и дружбе.
Жить в мире и согласии наши предки начали еще полтора века назад, а мы, их потомки продолжаем эти традиции. Жители Северского района говорят: «Территория Северского района – территория многонациональной дружбы!».
Использован материал из книг Михаила Покровского «Русская история с древнейших времен», Льва Толстого «Казаки», Валерия Харченко «О чем молчит Собер».
Картина «Казаки и горцы. Встреча у ручья». Автор неизвестен.
#кубаньобъединяет, # кубаньнашобщийдом , #кубаньтерриторияединства , #мывместе