Национальный адыгейский (черкесский) костюм
- Подробности
- Создано: 15.03.2022 08:20
Адыгейский (черкесский) народ - одни из представителей коренных жителей Кубани. Национальные костюмы адыгейского народа, представлены в одном из экспозиционных залов Северского историко-краеведческого музея.
28 сентября, черкесский мир отмечает День национального адыгейского костюма. И хоть это относительно молодой праздник, с каждым годом он становится все популярнее. Национальный костюм адыгейцев (черкесов) насчитывает многовековую историю. Он покорил мир своей красотой, благородством и функциональностью. Адыгейцы придавали важное значение внешнему виду человека - подтянутости, стройности и стати. И женский и мужской адыгейские костюмы удобны и изящны, они полностью приспособлены к образу их жизни. Они получили широкое распространение не только на Северном Кавказе и в Закавказье, но и среди казаков, которые позаимствовали у черкесов и форму одежды и вооружение.
Свои национальные костюмы женщины-черкешенки всегда шили вручную. Поэтому девочек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Умение вышивать золотыми и серебряными нитями считалось обязательным для девушек, особенно из знатных семей. Одежду шили из дорогостоящего материала, на ее изготовление затрачивались годы кропотливого труда. Шитье воспитывало у представительниц прекрасного пола эстетический вкус, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим и, конечно, к труду.
Женский национальный костюм называли «сае». В него входили нательная рубаха в пол, чаще всего бордового или желтого цвета и удобные шаровары свободного кроя. Кафтан начинали носить уже юные девушки. На нем обязательно было много серебряных застежек. Цвет кафтана был красный или черный, его обязательно украшали золотым шитьем. Верхнее повседневное платье черкешенки шили из простых тканей, непременно расшивая его цветными нитями. Наряд дворянки дополнял пояс с большой пряжкой. Головные уборы носились в зависимости от возраста, положения в обществе или мероприятия, для которого подбирался наряд. Так, например, маленькие девочки ходили с непокрытой головой до тех пор, пока не созреют для замужества. Замужние носили шапочку из бархата с искусной вышивкой или тесьмой. В зависимости от количества детей шапочка видоизменялась и дополнялась новыми деталями. Обувью служили либо кожаные, либо сафьяновые туфли. Женщины, состоявшие в высшем сословии, носили ботинки с толстой и высокой подошвой, вырезанные по ноге и оббитые дорогими камнями.
Мужской костюм называли Черкеска или «Цый». В него входили нательная рубашка, ее шили из простой белой ткани; бешмет, который одевали поверх рубахи. У бешмета были длинные рукава, воротник-стойка и застежка на груди. Богатые князья носили бешмет, пошитый из легкой шерсти или шелка ярко - красного или черного цвета. Крестьянские бешметы были проще, их шили из домотканого сукна. Штаны черкесов были простого покроя, соединялись клином и затягивались тонким ремнем на поясе. Черкеска, верхняя часть мужского костюма, чаще всего была серого или бордового цвета. Спереди на черкеску нашивали карманы для пороховых газырей. На ногах мужчины носили поверх войлочных или кожаных ноговиц (род чулок из толстой шерсти) мягкую обувь – чувяки. Князья носили расшитые сафьяновые башмаки.
Мужчины, принимавшие участия в боевых действиях, носили шлемы, налокотники, рукавицы и кольчуги. Их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение. Часть из них хранится в семьях, некоторые экземпляры переданы в музеи.
Фотографии из фондов музея.