По мере разрастания станиц всё труднее стало добывать лес на строительство турлучных хат.
Поэтому казаки стали переходить на постройку хат из самана, который делали летом из глины, навоза и соломы, как правило, у реки. В процесс изготовления саманного кирпича вовлекались все родственники, соседи, а иногда и вся улица. Это было настоящее социальное событие! Все участники делились на маленькие команды, и каждая занималась своей работой. Пожилые женщины готовили обед на всех, накрывали столы, кормили работников, убирали. А мужчины брали на себя тяжелую работу по добыче глины и ее доставке к месту заготовки самана. Для чего на ровное место насыпалась глина, вливалась вода и начиналось вымешивание, которым занимались молодые женщины и дети. Они ногами месили глину, постепенно добавляя в нее солому и навоз. Это был нелегкий, долгий, но веселый процесс. Женщины пели озорные частушки и песни, перепачканные глиной ребятишки играли в «догонялки», падали, бегали к реке и снова возвращались на помощь взрослым. Когда смесь становилась однородным глиняным тестом, мужчины укладывали ее в деревянный станок и давали время на полупросушку. Потом станок снимался и саман оставался сушиться до полного высыхания. У каждого мастера были свои секреты определения качества саманного кирпича. А вот ширина самана всегда была равна толщине будущей стены, длина же, обычно, в полтора раза больше ширины. Сох саман около тридцати дней и начиналось строительство хаты. Саманная хата имела фундамент, который возвышался над землей на размер двух кирпичей, а стены внутри дома-на один кирпич. В саманных хатах стены вручную обмазывались густой глиной с навозом, а потом тем же составом, но более жидким по консистенции, наносили щеткой. Когда весь состав хорошо высыхал, начисто белили известью. От этого казачьи хаты приобретали неподражаемую нарядность и торжественность. Внешних украшений кубанская хата не имела. Единственным красочным пятном были ставни и наличники окон, окрашенные обычно синей или зеленой краской.
Часть фотографий из фондов Северского историко-краеведческого музея, часть в свободном доступе Интернета.