Кубанская хата из самана

По мере разрастания станиц всё труднее стало добывать лес на строительство турлучных хат.

Поэтому казаки стали переходить на постройку хат из самана, который делали летом из глины, навоза и соломы, как правило, у реки. В процесс изготовления саманного кирпича вовлекались все родственники, соседи, а иногда и вся улица. Это было настоящее социальное событие! Все участники делились на маленькие команды, и каждая занималась своей работой. Пожилые женщины готовили обед на всех, накрывали столы, кормили работников, убирали. А мужчины брали на себя тяжелую работу по добыче глины и ее доставке к месту заготовки самана. Для чего на ровное место насыпалась глина, вливалась вода и начиналось вымешивание, которым занимались молодые женщины и дети. Они ногами месили глину, постепенно добавляя в нее солому и навоз. Это был нелегкий, долгий, но веселый процесс. Женщины пели озорные частушки и песни, перепачканные глиной ребятишки играли в «догонялки», падали, бегали к реке и снова возвращались на помощь взрослым. Когда смесь становилась однородным глиняным тестом, мужчины укладывали ее в деревянный станок и давали время на полупросушку. Потом станок снимался и саман оставался сушиться до полного высыхания. У каждого мастера были свои секреты определения качества саманного кирпича. А вот ширина самана всегда была равна толщине будущей стены, длина же, обычно, в полтора раза больше ширины. Сох саман около тридцати дней и начиналось строительство хаты. Саманная хата имела фундамент, который возвышался над землей на размер двух кирпичей, а стены внутри дома-на один кирпич. В саманных хатах стены вручную обмазывались густой глиной с навозом, а потом тем же составом, но более жидким по консистенции, наносили щеткой. Когда весь состав хорошо высыхал, начисто белили известью. От этого казачьи хаты приобретали неподражаемую нарядность и торжественность. Внешних украшений кубанская хата не имела. Единственным красочным пятном были ставни и наличники окон, окрашенные обычно синей или зеленой краской.

Часть фотографий из фондов Северского историко-краеведческого музея, часть в свободном доступе Интернета.

saman doma 1

saman doma 2

saman doma 3

saman doma 4